Мотоледобуры

Мотоледобур
      Многие, наверняка, в детстве смотрели мульфильм про то, как рыбаков на льдине унесло в море, когда один из них стал долбить лед обычной пешней. У второго был простой ледобур, а у третьего – мотоледобур. Оба не предложили третьему воспользоваться их ледобурами, поэтому и очутились все вместе на льдине. (Потом, когда льдина растаяла, под ней оказался плот. Речь сейчас не о том, что у рыбаков не принято отказывать коллегам в использовании своего ледобура, а о том, что уже тогда (а мультфильм снят где-то в 70- годы) уже существовали мотоледобуры.
    Сейчас мотоледобуры можно частенько увидеть на наших водоемах. Чаще всего это импортные мотоледобуры, но есть и свои, отечественные самоделки. Наши самодельщики приспосабливают различные небольшие двигатели к шнекам от простых ледобуров и сверлят ими лунки.
    Что привлекает в мотоледобурах?
Конечно же, высокая производительность при бурении лунок. Особенно, когда этих лунок нужно много, например, при установке зимних жерлиц. Взрослый здоровый рыболов без труда может пробурить несколько лунок подряд в толстом льду и с помощью обычного ледобура, если у него хорошо заточены ножи. Но это можно сделать ледобуром с диаметром ножей до 180 мм. Если же диаметр ножей и шнека будет больше, а это как раз и требуется при ловле на жерлицы, то после пары-тройки лунок, пробуренных обычным ледобуром, придется отдыхать. Надо ведь учитывать, что работать-то приходится в теплой одежде, которая сковывает движения.
Мотоледобуры имеют большой диаметр шнека и с их помощью можно без особого труда сделать подряд несколько лунок, в которые любая  щука  легко пролезет.
Что собой представляет мотоледобур?
   Как правило, мотоледобур состоит из небольшого двухтактного бензинового двигателя с воздушным охлаждением мощностью от 1,2 до 3 л.с., редуктора, который обеспечивает частоту вращения прикрепленного к нему шнека около 180- 250 оборотов в минуту и самого бура. Буры могут быть сменными, различного диаметра (130, 150, 200, 225 и 250 мм).
Обычно мотоледобуры поставляются с обычным шнеком, позволяющим бурить лед толщиной до 1 м. и с удлинительным валом для увеличения толщины пробуриваемого льда до 1,5 метров.
Наиболее распространенными на нашем рынке и востребованными мотоледобурами являются:
- Мотоледобур MORA Magnum 2000 (Швеция)
- Мотоледобур Husqvarna 326AI25 (Швеция)
- Мотоледобур Jiffy New Stealth (США).
- Мотоледобур Normark Power Ice Drill 159LEB (с двигателем Husqvarna)
Встречаются также и мотоледобуры HITACHI DA 300 E ( Япония), "Oleo-Mac"(Италия), и другие, в том числе и мотобуры, предназначенные для земляных работ, но оснащенные специальным шнеком для льда.
Посмотрите видеоролик о том, как работает одна из моделей мотоледобура - Strikemaster German "Solo".
    К числу недостатков мотоледобуров можно отнести их достаточно большую шумность при бурении лунок, внушительный вес (от 5,5 до 8 и более кг), вибрацию при работе и довольно высокую стоимость (более 20 тысяч рублей (без шнека), что несопоставимо с ценами на другие моторизованные инструменты (например, бензопилы, которые по своему устройству не менее сложны, а стоят в разы дешевле).
Кроме того, нередко бывает, что на морозе возникают и проблемы с заводкой двигателя, хотя, производители специально указывают, что двигатели предназначены для работы в условиях низких температур.
   При бурении лунок с помощью мотоледобура необходимо быть осторожным и соблюдать меры безопасности, та как на скользком льду легко потерять равновесие и упасть, что может привести к травмам.
    Для перевозки мотоледобура в любом случае нужно какое-то специальное транспортное средство – снегоход, каракат или мотобуксировщик, так как на автомобилях на лед выезд обычно бывает запрещен, носить его на плечах тяжеловато.
Кроме мотоледобуров в продаже имеются и электроледобуры. Вместо двигателей внутреннего сгорания на них установлены электродвигатели, которые работают от аккумуляторных батарей. Батареи могут устанавливаться на сам электроледобур или питание от них осуществляется по специальному кабелю. Несмотря на то, что они лишены одного из недостатков мотоледобуров (шумности), эти ледобуры имеют другой – достаточно большой вес и малую продолжительность работы из-за быстрой разрядки батарей.
Как уже отмечалось выше, наши самодельщики предлагают свои собственные разработки мотоледобуров и электроледобуров.
   Сказать, что они эффективны, трудно. Посмотрите видеоролик об одном таком изобретении. За время, которое было затрачено на установку этого мотоледобура и бурение одной лунки, обычным ручным ледобуром можно сделать несколько лунок. Кроме того, такое устройство мешает и при езде на этом оригинальном транспортном средстве.
А вот и другое конструктивное решение – электроледобур из электрошуроповерта. Понятно, что таким ледобуром много лунок не насверлить, батареи вмиг разрядятся, но сама идея очень интересна.  В южных регионах, где лед не толстый, могут быть использованы и подобные мотоледобуры.
   Большинство рыболовов всё-таки по-прежнему предпочитают обычные ручные ледобуры. Они легки, надежны, практически бесшумны, производительны в бурении льда, если оснащены хорошо заточенными ножами и гораздо дешевле мотоледобуров.
Кроме того, физические «упражнения» с ледобуром очень полезны после длительного сидения почти без движения у лунки. Да и согреться, пробурив пару лунок можно гораздо лучше, чем от рюмки спиртного.
Так что мотоледобуры – это очень хорошие вещи, но простые ручные ледобуры ещё долго будут на вооружении у любителей зимней рыбалки.