Мотобуксировщики: что нового?

 Что новенького у "мотособаководов"?
Эта тема меня постоянно интересует, так как свою первую мотособаку "Райда" купил ещё тогда, когда мотобуксировщики только-только начали получать распространение среди рыболов-любителей зимней рыбалки  и были ещё большой редкостью и своего рода диковинкой.  В прошлом году, когда решил поменять её на новую, аналогичную снегоходную  технику,  перед приобретением внимательно изучал всю информацию о различных моделях мотобуксировщиков, представленных на   российском рынке, и остановил свой выбор на "Чинуке" вологодского производства. Ни разу не пожалел о покупке и считаю, что сделал  абсолютно правильный выбор.
 А сейчас, перед началом зимнего сезона 2014-15 решил посмотреть, что же новенького появилось в продаже и какие усовершенствования сделаны на тех моделях, которые хорошо знакомы. Для этого полистал странички сайтов производителей мотособак и посмотрел технические характеристики новинок.
    Ну, во-первых, следует заметить, что  значительно увеличилось разнообразие названий и моделей мотобуксировщиков. Когда несколько лет назад покупал свою первую мотособаку, то и выбирать-то было особенно не из чего: "Райда" и "Рекс" - две марки, каждая из которых представляли по две-три модели, отличавшиеся шириной гусеницы и мощностью двигателя. Сейчас же, наверное, уже просто невозможно перечислить все марки  мотобуксировщиков, которые предлагают различные фирмы. Это хорошо, что появилась такая конкуренция и производители, борясь за покупателя, не сильно задирают цены и стараются предложить более качественный товар, чем их конкуренты, или привлекают какими-то другими "пряниками" в виде улучшенных сервисных услуг. 
   С другой стороны, некоторые производители, не мудрствуя лукаво,  решили "не изобретать велосипед" и клепают свои поделки, которые, как две капли, похожи на модели уже известных и раскрученных  марок, и меняют лишь название. Сделать это совсем не сложно, так как большая часть комплектующих агрегатов и деталей унифицированы и  при наличии подходящей базы можно легко наладить сборочное производство. Именно поэтому при покупке мотобуксировщика лучше всё-таки доверять уже проверенным, "обкатанным" в течение нескольких лет маркам, чем брать "кота в мешке".  
    Среди тех марок мотобуксировщиков,  о которых раньше ничего не слышал и которых не упоминал на страничках своего сайта,  хочу отметить такие, как "Норка" (производится в Санкт-Петербурге - ООО АС Контур).  (Посмотреть подробно можно на сайте производителя (кликайте мышкой  по ссылке). 
 Выпускается три различные модели - мини (с короткой базой),  универсальный - с гусеницей шириной 500 мм,  и с расширенной до 550 мм (разнесенной)  гусеницей. Из технических новинок хочется отметить подпружиненные склизы в подвеске. Подобной подвески ещё встречать не доводилось и производители уверяют, что это их собственная и запатентованная разработка.  
     Ещё одна новинка: мотобуксировщик "Мухтар". Тут интересным показалось использование не только лыжного блока, который в последнее время стали выпускать многие производители, но и возможность установки колесного блока, что делает мотобуксировщик всесезонным. В прошлом, почти бесснежном зимнем сезоне такой колесный блок мог бы быть очень полезен.  Смотрим  рекламный ролик производителя ("Ирбис" - марка хорошо известна по миниснегоходам):

  Впрочем, есть и более интересная марка мотобуксировщика, которую можно с гораздо большим основанием назвать всесезонным. Это мотобуксировщик "Койра", который выпускают в Архангельске. Целый ряд моделей, отличающихся маркой двигателя и размерами базы, но принцип один - две гусеницы и вместо обычных катков пневмоколеса большого диаметра (по высоте гусеницы) из толстой резины. Посмотрел видеоролики и появилось ощущение, что это маленький танк - так здорово он преодолевает любые препятствия.
Аналогичные пневмоколеса теперь по желанию заказчика устанавливаются на некоторых моделях мотобуксировщика "Паксус" (тоже Архангельск).
 Ещё одна марка мотобуксировщика, о которой раньше не слышал - это мотособака "Прогресс" (делают в Ярославле). Тоже  производится несколько разных моделей примерно такого же плана, как и у других производителей, но в 2013 году начали выпускать с ходовой частью, имеющей три, а не две тележки, каждая из которых имеет по три пружины, что по мнению производителей увеличивает надежность всей ходовой части.  Раньше были тележки с двумя пружинами.
   Кстати, на тележки с тремя пружинами перешли и другие производители.  А вот наличие третьей тележки, мне кажется, особых плюсов не дает. Наоборот, в глубоком снегу с водой всю ходовую (особенно, если одна широкая гусеница)  так забьет, что мотобуксировщик буксует и снег придется долго выгребать руками. 
   В Санкт-Петербурге уже несколько лет делают мотобуксировщики "Тунгуска" (две разные по длине базы модели с гусеницей  шириной 420 мм). А теперь появилась ещё и  модель с гусеницей шириной 500 мм. Особенность  Тунгуски - блочная быстросборная конструкция, позволяющая перевозить мотособаку в автомобиле в разобранном виде.
    В сети появился в прошлом году  видеоролик о мотобуксировщике "Тунгус-600". (При желании можно посмотреть на You Tube).  Ничего не смог выяснить о том, где он производится. Скорее всего, какая-то небольшая мастерская в Сибири, изготовившая всего несколько штук, так как объявления о продаже подержанных мотособак этой марки вывешены именно там - в Кемерово, Новосибирске.  На мотобуксировщике  применяется ходовая часть с тремя  тележками и разнесенная бурановская гусеница  шириной 600 мм с металлическими профильными вставками (п-образный профиль) .  В данном случае три тележки оправданы, так как разнесенная гусеница меньше забивается снегом.  В трансмиссии наряду с вариатором "Сафари" установлена ещё и коробка передач от мотоцикла "Днепр".  Таким образом мотобуксировщик имеет  кроме 4 передних передач ещё и одну заднюю. Есть генератор, позволяющий подключать дополнительное освещение, обогрев рукояток. Вообще, задняя передача - это давняя мечта владельцев мотобуксировщиков. К сожалению на обычных моделях с вариаторами или автоматическим сцеплением она не может быть реализована и только установка коробки может решить проблему заднего хода.
   Ну, и напоследок ещё об одной новинке: это настоящий "монстр"в ряду мотобуксировщиков: "Бумэр-XL".  На мотобуксировщик с длинной (двухметровой)  базе и двумя гусеницами шириной по 38 см могут устанавливаться двигатели мощностью от 13 до 50 л/с.
   Выпускается несколько моделей, одна из них  с двухтактным двухцилиндровым  с двигателем ЯВТ-640 (аналог  РМЗ-640, что устанавливается на снегоходах «БУРАН») с мощностью 34  л.с.
   Мотобуксировщик переднеприводный, передача на ведущий вал гусеницы - цепная.  Трансмиссия  автоматическая - клиноременный вариатор "Сафари", а также   одноступенчатая коробка реверса  с задней передачей.
Имеется   дисковый тормоз и ручной  стояночный. Максимальная  скорость мотобуксировщика  – 60 км/час.
   Для зимней рыбалки такой мотобуксировщик,  наверное, не слишком подходит, особенно в центральных и южных районах, где ледовый покров только к концу зимы становится способным выдерживать  большой вес  (250 кг.  в не снаряженном состоянии) и предназначается больше для каких-то других целей, например, для  транспортировки грузов в труднодоступные места.  Ну, а в Сибири или на Севере использование такого мощного мотобуксировщика может быть вполне оправдано и рыбаками - любителями подледного лова.

  Производители   мотобуксировщиков наряду с базовой комплектацией обычно за  отдельную плату предлагают множество дополнительных аксессуаров: лыжные блоки, колесные прицепы для лета вместо зимних саней-волокуш, электростартеры, дополнительные фары, ручки с обогревателем, чехлы на двигатель и на грузовую площадку и т.п., поэтому теперь эксплуатировать эту технику стало намного легче.  Не случайно, всё больше любителей зимней рыбалки становятся владельцами мотособак.